четверг, 8 января 2015 г.

О новеллах в международном налоговом праве, связанных со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ  

Между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о ЕЭС; с текстом Договора о ЕЭС на русском языке можно ознакомиться здесь). 

Вступление Договора о ЕЭС в силу регулируется в его статье 113, на основании абзаца первого которой Договор о ЕЭС вступает в силу с даты получения выполняющей функции депозитария Евразийской экономической комиссией (далее - ЕЭК) последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. 13.10.2014 ЕЭК распространила (с подробностями можно ознакомиться здесь) копию текста подписанного на заседании Высшего Евразийского экономического совета, проходившем 10.10.2014, совместного Заявления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Заявление; с текстом Заявления на русском языке можно ознакомиться здесь), в котором главы государств-членов заявили "о завершении выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу с 1 января 2015 г. Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года". Распространение копии текста Заявления ЕЭК не сопровождалось указанием даты получения Заявления ЕЭК. При том, что ЕЭК, по всей видимости, получила Заявление не позднее, чем 13.10.2014 (было бы абсурдно предполагать, что ЕЭК распространяет копию текста не полученного ею Заявления), 01.01.2015 она сообщила о вступлении Договора в силу с 01.01.2015 (с подробностями можно ознакомиться здесь). Это не может не порождать вопроса о дате вступления Договора о ЕЭС в силу. 

В силу пункта 1 статьи 24 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года "договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре или согласованные между участвовавшими в переговорах государствами". При этом согласование порядка и даты вступления договора в силу участвовавшими в переговорах государствами возможно только тогда, когда сам договор не содержит положения о дате его вступления в силу. Иное означало бы, что участвовавшие в переговорах государства, согласовывая другую дату вступления договора в силу, нежели дата, предусмотренная в договоре, тем самым изменяли бы договор, что предполагало бы выражение ими согласия на обязательность поправок к договору. 

В рассматриваемом случае имеется Договор о ЕЭС, который в соответствии с абзацем первым его статьи 113, должен вступить в силу с даты получения ЕЭК последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, имеется копия текста Заявления, подписанного 10.10.2014 и распространенного ЕЭК 13.10.2014, что свидетельствует о том, что Заявление было получено ЕЭК не позднее, чем 13.10.2014. В случае получения Заявления ЕЭК в течение периода времени с 10.10.2014 и по 13.10.2014 вступление Договора о ЕЭС в силу должно было бы приходиться на один из этих дней октября 2014 года, согласно абзацу первому статьи 113 Договора о ЕЭС. Причем статья 113 Договора о ЕЭС не может считаться измененной Заявлением, которое, с одной стороны, не является соглашением об изменении Договора о ЕЭС, а, с другой стороны, не подверглось процедуре выражения согласия на его обязательность в качестве соглашения об изменении Договора о ЕЭС ни в одном из трех государств и, с третьей стороны, не рассматривалось в качестве соглашения об изменении Договора о ЕЭС при заключении последующих договоров о присоединении к Договору о ЕЭС. Но в таком случае юридические последствия вступления Договора о ЕЭС в силу должны были бы наступить в этот один из таких дней октября 2014 года, а не в дату, приходящуюся на 01.01.2015, что чревато целым рядом проблем.

Устранение этих проблем теперь уже кажется маловероятным, но их минимизация - принципиально возможной, при условии, что Заявление будет рассматриваться как совместное заявление трех государств, создающее международное обязательство каждого из них в отношениях друг с другом. Представляется, что для это есть следующие основания. Во-первых, Заявление сделано от имени глав государств, то есть должностных лиц, обладающих правом представлять государства в международных отношениях и делать соответствующие заявления. Во-вторых, Заявление сделано публично. В-третьих, Заявление выражает волю каждого из государств быть связанными Договором о ЕЭС, начиная с конкретной даты - 01.01.2015. В-четвертых, будучи совместным, Заявление, по сути, делается от лица каждого из совершивших его государств в отношении двух других государств-членов Договора о ЕЭС, что означает, что каждое из трех государств не только приняло Заявление во внимание, но и согласилось с ним. Все это дает повод полагать, что каждое из трех государств будет не только выполнять его волю быть связанным Договором о ЕЭС с 01.01.2015, но и полагаться на соответствующую волю каждого из двух других государств, что, в свою очередь, и  делает возможной минимизацию проблем, связанных с тем, что юридические последствия вступления Договора о ЕЭС в силу должны были бы наступить в один из дней, приходящихся на период между 10.10.2014 и 13.10.2014, а не в дату, приходящуюся на 01.01.2015. Говоря другими словами, при возникновении проблем, связанных с датой вступления Договора в силу, несмотря на абзац первый статьи 113 Договора о ЕЭС и дату получения Заявления ЕЭК, можно со ссылкой на Заявление утверждать, что государства выразили воли быть связанными Договором о ЕЭС, начиная именно с 01.01.2015. 

Позднее между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Российской Федерацией и Республикой Армения был подписан Договор от 10.10.2014 года о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года  (далее - Договор о присоединении к Договору о ЕЭС; с текстом Договора о присоединении к Договору о ЕЭС на русском языке можно ознакомиться здесь), который на основании абзаца второго его статьи 6 вступает в силу с даты получения ЕЭК последнего письменного уведомления о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, но не ранее дня, следующего за днем вступления Договора о ЕЭС в силу. 02.01.2015 ЕЭК сообщила о вступлении Договора о присоединении к Договору о ЕЭС в силу с 02.01.2015 (с подробностями можно ознакомиться здесь). При этом отсутствует какая-либо информация о получении ЕЭК уведомлений от сторон Договора о присоединении к Договору о ЕЭС о выполнении ими соответствующих внутригосударственных процедур, в связи с чем проверка утверждения о вступлении Договора о присоединении к Договору о ЕЭС в силу с 02.01.2015 оказывается невозможной и приходится полагаться лишь на сообщение ЕЭК. 

Несмотря на эти вопросы о датах вступления Договора о ЕЭС и Договора о присоединении к Договору о ЕЭС в силу, само их вступление в силу привносит некоторые новеллы в международное налоговое право (его отдельные партикулярные и региональные нормы, действовавшие между государствами-членов Евразийского экономического союза). В общем виде эти новеллы рассматриваются ниже. 




ПРЕКРАЩЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ДОГОВОРОВ

С даты вступления Договора о ЕЭС прекращаются: 
- Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года, действовавшее между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией (абзац второй статьи 113 Договора о ЕЭС, пункт 7 Приложения №33 к Договору о ЕЭС)
- Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 года, действовавший между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией (абзац второй статьи 113 Договора о ЕЭС, пункт 22 Приложения №33 к Договору о ЕЭС); 
- Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 года, действовавший между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией (абзац второй статьи 113 Договора о ЕЭС, пункт 23 Приложения №33 к Договору о ЕЭС); 
- Протокол от 11 декабря 2009 года о внесении изменений в  Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года, действовавший между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией (абзац второй статьи 113 Договора о ЕЭС, пункт 31 Приложения №33 к Договору о ЕЭС). 


АДМИНИСТРАТИВНОЕ СОДЕЙСТВИЕ КОМПЕТЕНТНЫХ ОРГАНОВ

С даты вступления Договора о ЕЭС в силу компетентные органы Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации), а с даты вступления Договора о присоединении к Договору о ЕЭС в силу - и компетентные органы Республики Армения получают возможность запрашивать друг у друга и оказывать друг другу административное содействие по вопросам торговли, создания и приобретения юридических лиц, установления контроля над юридическими лицами, открытия представительств и создания филиалов юридических лиц, приобретения статуса индивидуальных предпринимателей, предпринимательской и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (пункт 1 статьи 68 Договора о ЕЭС). Административное содействие, в частности, включает оперативный обмен информацией в отношении конкретных участников рынка (подпункт 1 пункта 2 статьи 68 Договора о ЕЭС) и может осуществляться с целью принуждения к исполнению налоговых и иных обязательств (подпункт 2 пункта 4 статьи 68 Договора о ЕЭС). Для реализации положений об административном содействии компетентные органы получают возможность заключать исполнительные соглашения (абзац второй пункта 1 статьи 68 Договора о ЕЭС). 


ПОЛОЖЕНИЯ ДОГОВОРА О ЕЭС О НАЛОГАХ

С даты вступления Договора о ЕЭС в силу в отношениях между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией друг с другом, а с даты вступления Договора о присоединении к Договору о ЕЭС - в отношениях между Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией друг с другом применяются следующие правила о налогах: 
- государства-члены не отказываются от наложения косвенных налогов на ввоз товаров, импортируемых из других государств-членов, если иное не предусмотрено во внутреннем законодательстве государств-членов (пункт 1 статьи 71, подпункт 1 пункта 6 статьи 72 Договора о ЕЭС); 
- государства-члены не налагают косвенных налогов на ввоз товаров, импортируемых физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности (подпункт 2 пункта 6 статьи 72 Договора о ЕЭС); 
- государства-члены не налагают косвенных налогов на ввоз товаров, импортируемых из других государств-членов в связи с передачей этих товаров внутри одного юридического лица (подпункт 3 пункта 6 статьи 72 Договора о ЕЭС); 
- государства-члены, на территории которых реализуются товары, происходящие из других государств-членов, при налогообложении эти товаров предоставляют им национальный режим (пункт 2 статьи 71 Договора о ЕЭС); 
- государства-члены осуществляют гармонизацию налогового законодательства в части, оказывающей влияние на взаимную торговлю (пункт 3 статьи 71 Договора о ЕЭС); 
- взимание косвенных налогов государствами-членами во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения (пункт 1 статьи 72 Договора о ЕЭС); 
- взимание косвенных налогов государствами-членами во взаимной торговле работами и услугами осуществляется по принципу страны места реализации (пункт 2 статьи 72 Договора о ЕЭС); 
- в случаях, когда в соответствии с договорами об избежании двойного налогообложения или внутренним законодательством государство-член вправе налагать налог на доходы в отношении доходов от работы по найму  гражданина другого государства-члена, являющегося резидентом этого другого государства-члена, первое государство-член приравнивает этого гражданина другого государства-члена к своему налоговому резиденту с первого дня его работы по найму (статья 73 Договора о ЕЭС);
- порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ и оказании услуг регулируется Приложением №18 к Договору о ЕЭС.

Комментариев нет:

Отправить комментарий