воскресенье, 11 мая 2014 г.

Правило независимости ("вытянутой руки"): происхождение в праве ВТО



Обширная литература, посвященная правилу независимости, которое больше известно как правило «вытянутой руки», чаще рассматривает это правило в контексте норм национального права конкретных государств и гораздо реже - в контексте партикулярных норм международного налогового права, вытекающих из договоров об избежании двойного налогообложения, заключенных между конкретными государствами. При этом нередки утверждения о том, что правило независимой деятельности является «общепризнанным», «общераспространенным» и т.п., в пользу которых, однако, не приводится сколько-нибудь убедительных доводов. Нельзя сказать, что эти утверждения не соответствуют действительности. В то же время, очевидно, что такие утверждения, с одной стороны, нуждаются в некотором уточнении, а, с другой стороны, требуют определенного подтверждения. В отношении необходимого уточнения можно отметить, что «общепризнанность», «общераспространенность» и т.п. – не более, чем неверно подобранные термины, призванные характеризовать правило «вытянутой руки» как общую норму международного права, то есть норму международного права, согласие на обязательность которой выразили все или большинство государств. Что же касается требуемого подтверждения принадлежности правила независимости к числу общих норм международного права, то в качестве такового следует рассматривать предусматривающее это правило право ВТО, согласие на обязательность которого выразили 154 члена, включая 153 государства из 193 государств-членов ООН.
Целью данного материала является общее обозрение происхождения правила «вытянутой руки» в праве ВТО.

В 1973 году в ответ на то, что Европейские сообщества передали на разрешение договаривающихся сторон ГАТТ’47 спор, касающийся законодательства США о внутренних корпорациях международных продаж, Соединенные Штаты также передали на разрешение договаривающихся сторон ГАТТ’47 три спора, касающихся практики налогообложения доходов, поддерживаемой соответственно Бельгией, Нидерландами и Францией (подробнее см. здесь). В рамках этих трех споров США просили третейские группы исследовать практику налогообложения доходов, поддерживаемую соответственно Бельгией, Нидерландами и Францией на предмет того, не образует ли эта практика субсидии, не соответствующие пункту 4 статьи XVI ГАТТ’47, в котором предусматривается, что начиная с 01.01.1958 или более ранней практически достижимой даты, договаривающиеся стороны должны прекратить предоставлять прямо или косвенно субсидии в любых формах в отношении любых товаров, исключая сырье, которые приводят к продаже этих товаров на экспорт по ценам, которые ниже, чем сравнимые цены на внутреннем рынке. В каждом из этих трех споров в качестве основного аргумента США указывали на то, что в тех случаях, когда прибыль зарубежной дочерней компании производителя товара не облагается налогом в стране производителя товара, правила ценообразования между компаниями, которые действуют в стране производителя товара, приобретают особое значение для установления того, создает ли рассматриваемая мера субсидию, не соответствующую пункту 4 статьи XVI ГАТТ’47.
Разрешив споры, Третейские группы решили, что практика налогообложения доходов, поддерживаемая Бельгией, Нидерландами и Францией в некоторых случаях может влечь наступление последствий, которые не соответствуют обязательствам этих стран в соответствии с пунктом 4 статьи XVI ГАТТ’47. При этом третейские группы отметили, что отступление от принципа независимости могло возникнуть вследствие известной гибкости администрирования соблюдения соответствующих правил и что выгоды компаний от экспортных операций могли увеличиться из-за несоблюдения этого принципа в полной мере.
Три Доклада Третейских групп от 02.11.1976 (см. документы L/4422, L/4423 и L/4424) в соответствии с процедурой были предоставлены на утверждение Совета договаривающихся сторон ГАТТ’47. Однако эти Доклады не были утверждены на заседаниях Совета в 1977, 1978, 1980 и 1981 годах из-за несогласия Бельгии, Нидерландов и Франции, что препятствовало утверждению таких Докладов Советом и, как следствие, формальному окончанию разрешения соответствующих споров. Некоторый прогресс в окончательное разрешение споров, касающихся практики налогообложения доходов, поддерживаемой соответственно Бельгией, Нидерландами и Францией, был привнесен Токийским раундом торговых переговоров, который длился с 1973 по 1979 годы при участии 102 стран мира. В ходе этого раунда было подписано Соглашение о толковании и применении статей VI, XVI и XXIII ГАТТ’47 от 20.04.1979, включавшее в качестве приложения Иллюстративный перечень экспортных субсидий, в сноске 2 к которому было, в частности, было предусмотрено:
«Подписавшиеся государства вновь подтверждают принцип, в соответствии с которым цены на товары в сделках между предприятиями-экспортерами и зарубежными покупателями, находящимися под их контролем или под тем же контролем, под которым находятся и эти предприятия-экспортеры, для налоговых целей должны быть ценами, которые подлежали бы уплате между самостоятельными предприятиями, действующими независимо.»

Содержание сноски 2 к Иллюстративному перечню экспортных субсидий, прилагавшемуся к Соглашению о толковании и применении статей VI, XVI и XXII ГАТТ’47 от 20.04.1979, позволило на заседании Совета, проходившем 07-08.12.1981, положительно рассмотреть вопрос об утверждении Докладов Третейских групп от 02.11.1976 под особой договоренностью, что было зафиксировано в Протоколе заседания (см. документ C/M/154). В Решении Совета (см. документ L/5271) было, в частности, предусмотрено:
«Совет утверждает эти доклады под договоренностью о том, что применительно к этим делам, а также в общем случае, экономические процессы (включая сделки в отношении экспортируемых товаров), локализованные вне территориальных пределов экспортирующей страны не подлежат обязательному налогообложению экспортирующей страной и не должны рассматриваться в качестве экспортной деятельности в смысле пункта 4 статьи XVI Генерального соглашения. Дополнительно уславливается, что пункт 4 статьи XVI требует, чтобы соблюдалось независимое ценообразование, i.e. чтобы цены на товары в сделках между предприятиями-экспортерами и зарубежными покупателями, находящимися под их контролем или под тем же контролем, под которым находятся и эти предприятия-экспортеры, для налоговых целей должны быть ценами, которые подлежали бы уплате между самостоятельными предприятиями, действующими независимо.»

Сегодня правило независимости существует в праве ВТО и закреплено в сноске 59 к Иллюстративному перечню экспортных субсидий, являющемуся Приложением № 1 к Соглашению о субсидиях и компенсационных мерах, в которой, в частности, предусматривается:
«Члены вновь подтверждают принцип, в соответствии с которым цены на товары в сделках между предприятиями-экспортерами и зарубежными покупателями, находящимися под их контролем или тем же контролем, под которым находятся и эти предприятия-экспортеры, для налоговых целей должны быть ценами, которые подлежали бы уплате между самостоятельными предприятиями, действующими независимо.»

Комментариев нет:

Отправить комментарий