воскресенье, 25 августа 2013 г.

Решение, касающееся толкования Договора Манагуа между Соединенным Королевством и Никарагуа, от 02.07.1881

Если Договор о дружбе, торговле и мореплавании между Его Британским Величеством и Соединенными Штатами Америки от 19.11.1794, больше известный как Договор Джея (оригинал доступен на английском языке здесь), вошел в историю международного права как первый договор, в котором предусмотрено разрешение международных споров посредством арбитража, то, Решение, касающееся толкования Договора Манагуа между Соединенным Королевством и Никарагуа, от 02.07.1881 (доступно на русском языке здесь), как представляется, может быть названо первым арбитражным решением, разрешающим международный налоговый спор. 

Арбитром в споре выступал австрийский император Франц Иосиф Первый. Практика обращения к арбитражу главы третьего государства была достаточно широко распространена в конце XIX-начале XX веков. Эта практика подвергалась критике за то, что глава государства, к чьему арбитражу прибегали спорящие стороны, по вполне понятным причинам, самостоятельно не мог разрешить спор и поэтому обращался за правовыми заключениями (как правило, сразу за несколькими) к тем знатокам международного права, которых он считал обладающими достаточными знаниями и авторитетом, чтобы разобрать спор с точки зрения международного права и предложить основанный на международном праве вариант его решения. Причем, нередко, получив правовые заключения, этот глава государства прибегал к помощи советников для того, чтобы выбрать из нескольких правовых заключений то, которое в большей степени соответствовало международному праву. Говоря другими словами, такой глава государства выступал лишь номинальным арбитром в споре, тогда как действительными арбитрами выступали знатоки международного права и советники. 

Приблизительно так же был разрешен и спор между Соединенным Королевством и Республикой Никарагуа, касающийся толкования Договора Манагуа - Император Австрии Франц Иосиф Первый обращался за тремя правовыми заключениями. В основу рассматриваемого решения было положено заключение, подготовленное Р. Харрисоном, Э. Торнтоном и Ф. Кинксом. 

Особенностью Решения, касающегося толкования Договора Манагуа между Соединенным Королевством и Никарагуа, от 02.07.1881, которая предопределила его важность для международного налогового права, является то, что в нем, а еще точнее - в лежащем в его основе правовом заключении была предпринята попытка отыскания в международном праве основы права налагать налоги, принадлежащего квази-государственным политическим образованиям, то есть не являющимся государствами политическим образованиям, которые, имея все признаки государства, но уже являясь частями других государств, не притязают на статус самостоятельных государств. 

Более подробно обо всем этом в следующий раз. Тогда же будет размещено правовое заключение, лежащее в основе рассматриваемого решения.        

Комментариев нет:

Отправить комментарий